Чтобы не видеть вверху этот надоедливый рекламный баннер от UCOZ, регистрируйтесь в системе или входите со своего глобального аккаунта
Меню сайта
Форма входа
Поиск по сайту
Разделы
Мои статьи [81]
Дополнительно
Наш опрос
Що означає для вас Пасха Христова?
Всего ответов: 44
Друзья сайта


Храм Всіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство

Одигитрия




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Милостыня должна попотеть в кулаке
В 1941 году в Казахстане на станции Челкар из арестантского вагона высадили пожилого человека в нижнем белье и рваном ватнике. Это был владыка Николай (Могилевский). Сердобольные женщины дали ему какую-то одежду, а одна разрешила жить у себя в сарае – рядом с коровой и свиньей.

Никто не знал здесь владыку. Его называли дедушкой. Средств к существованию у него не было. Он ходил и просил милостыню. Так продолжалось почти год. И владыка выжил.
Есть у нас мудрая пословица: «От тюрьмы да от сумы – не зарекайся». Каждому в жизни приходится то просить, то откликаться на просьбы. Мы ведь ждем от Бога милости, хоть и недостойны ее. Вот и подаем милостыню другим – таким же недостойным, как сами. Если бы у нас была любовь, то мы откликались бы сердцем на нужды других. Но любви нет. И мы приносим людям хотя бы маленькую материальную жертву. Она нужна нам, нашей душе.
В толковом словаре Владимира Даля сказано: милостыня – это «подаяние, кус Христа ради, подача нищему».

- В классическом смысле милостыню дают деньгами, – говорит священник и писатель Ярослав ШИПОВ. – Человек, у которого что-то есть сверх необходимого (хотя бы немножко), делится с тем, у кого необходимого не хватает. Милостыня спасительна духовно – для тех, кто делится, и чаще всего материально – для тех, кому дается.
- У Даля еще приведены русские пословицы: «Дорога милостыня в скудости», «Милостыня перед Богом оправдает», «Пост приводит к вратам Рая, а милостыня отверзает их».

- И это так. Но применительно к нашему времени и нашей стране (Москве, по крайней мере) ситуация складывается такая: люди, которые просят милостыню в метро, подземных переходах, на перекрестках объединены в некие синдикаты. Этих инвалидов находят и свозят со всей страны. Над ними есть руководители (что сейчас всем известно), которые входят в криминальные группировки – чаще всего этнические.

И получается странная вещь: мы делимся деньгами с вроде бы неимущими, а они здесь – только подставные лица. На самом деле деньги идут совсем другим людям, скажем, в какой-нибудь воровской «общак». Таким образом, мы, давая милостыню, участвуем в совсем не благовидных делах.

- Получается, у нас не милости просят, а деньги вымогают?

- Да еще мы становимся соучастниками возможных преступлений. Это совсем не то, что Церковь подразумевала под милостыней во все времена.

Как-то я стал свидетелем такой сцены в метро. Настоящий участник войны в Чечне остановил инвалида в камуфляжной форме и тельняшке, который изображал из себя ветерана «горячих точек». И спросил, где он воевал. Тут быстро обнаружилось полное незнание тематики. И реальный участник войны сказал, что ни один из тех, кто «ползает» в метро, не был ни на какой войне.

- Это вполне возможно. У инвалидов-воинов хорошие пенсии. И еще у них есть чувство своего достоинства, они вымогать не будут.

- Верно. И участники Афганской войны говорили мне то же самое: «Наши никогда просить не пойдут. У них другая психология».

Конечно, инвалиды в метро – это реально страждущие люди, им тяжело. Но от денег, которые мы им даем, они практически ничего не имеют. За ними установлен контроль, все собранное им приходится сдавать. Их держат в полуголодном существовании, чтобы они собирали деньги для криминала.

Получается, что здесь наша жертва вряд ли спасительна для души, ведь мы жертвуем на преступные деяния.

- Получается так.

- Один батюшка мне рассказал, как он шел с вечерней службы и через стекло ресторана увидел «нищих», которые собирали деньги возле его храма. Они пировали, были прилично одеты. И потом священник у одного из них спросил: «Как же так?» А тот ответил: «Надо уметь жить. Знаю, сколько ты, батя, получаешь. А я получаю в пять раз больше!»

- Неплохо.

- Практический смысл милостыни тут совершенно исчезает. Получается, что люди, которые жертвуют этим «нищим», попросту развращают их. Мы искренне даем им деньги как неимущим, а они обманывают нас, смеются над ними, ходят в рестораны и не работают.
Вчера одна прихожанка на исповеди каялась в том, что подала милостыню. Впереди нее из вагона вышла та женщина, которая собирала деньги, и встретилась с еще одной такой же «нищей». Они пошли и стали насмехаться над теми, кто им отдавал свои рубли.

- Бывает и такое.

- Похожая ситуация и с алкоголиками, бомжами. Им дают деньги – и они их пропивают, губят свое здоровье. Получается, мы им даем на выпивку. А Господь сказал: «горе тому человеку, через кого соблазн приходит» (Евангелие от Матфея. 18. 7)

- Горе нам?

- У меня рядом с домом есть магазин, а рядом с магазином стоят выпивохи. Я у них как-то спросил: «Вам хлеба купить?» Ответили: «Не надо! Деньги давай!» Они не голодают, им нужно напиться.

- Это так.

- Часто люди приходят на исповедь и каются, что не могут подать милостыню всем. Пока в метро доехали до храма, у них уже восемь-десять человек попросили денег. Но ведь пенсионер получает гораздо меньше, чем любой из тех, кто у него просит. Это они должны бы давать милостыню пожилому человеку.

И вот что еще очень важно. На улице иногда попадаются люди в подрясниках, скуфейках. Просят денег на какие-то храмы, монастыри. Еще Патриарх Алексий II на каждом епархиальном собрании говорил, что он никого не благословляет просить деньги на улице. Так что чаще всего это либо участники каких-то преступных сообществ, либо сектанты.
Церковь нам говорит: милостыня спасительна для тех, кто ее дает. Это понятно. Но повторю: сущность милостыни сейчас часто бывает извращена. Возможно, в старые российские времена столь сложной ситуации не было. Хотя и тогда всякое происходило.

- И что нам делать?

- На каждом приходе есть кто-то, кто беднее нас. Многодетные семьи рады любой помощи – и хлебу, и крупе. Мы видим, что люди действительно нуждаются в помощи. С панихидного столика всегда даем им продукты – и они признательны за это.

Иногда молодым семьям становится трудновато жить, когда у них появляется ребенок. Мама не работает, у папы пока небольшая зарплата.

- Или попадает человек в тяжелую ситуацию. Например, умирает близкий – и нужны деньги на похороны.

- Их надо собрать. А еще – собрать на лечение, оно сейчас очень дорогое. И вот тут действительно милостыня соответствует своему названию, понятию.

- Порой помощь требуется храмам.

- И по мере сил ее тоже надо оказывать.

- Но все равно жалко этих инвалидов в метро.

- Конечно. Поэтому помолись, скажи, проходя мимо каждого (каждого!) из них: «Помоги ему, Господи!» Попроси, чтобы Бог помог человеку выбраться из этой ситуации. Вполне вероятно, что он попал в нее не по своей воле. И о лечении хворого, болящего помолись обязательно.
Иногда, кстати, «нищие» тут себя и разоблачают. Скажешь: «Помоги, Господи!» – а они на тебя набрасываются: «Денег давай!»

- Признаюсь, я недооценивала, до какой степени должна быть разумной милостыня.

- Вот не помню, откуда эта фраза, но в Церкви говорили: «Милостыня должна попотеть в кулаке». Это как раз о том, что подавать ее надо с разбором. И потом, Бог не требует, чтобы человек отдавал последнее. У всех есть свои нужды, близкие люди.

Конечно, возможна ситуация, когда надо отдать последнюю рубашку. Но это бывает не каждый день и не на каждой станции метро.

- Вероятно, этот момент не пропустишь?

- Да, Господь даст понять, что тут именно такой случай.

- Если честно, то мы и сами не прочь сесть кому-нибудь на шею – и жить-поживать. И с другими так же. Дал кому-нибудь денег раз, другой – и он уже начинает думать, что ты ему чем-то обязан. Ждет очередного «вливания».

- Правильно. А нам надо помочь человеку встать. И лучше, по пословице, давать ему не рыбу, а удочку.

- Святой праведный Иоанн Кронштадтский раздавал много милостыни. И при этом открыл дом трудолюбия, чтобы действительно люди вставали на ноги.

- Мне доводилось встречаться с настоятелями открывающихся монастырей. В самом начале они привыкают жить на пожертвования – и это правильно. Тут тоже милостыня, только другого масштаба. И вот какое-то время Господь ее дает, а потом вдруг перестает. Настоятели говорят: «Раньше нам деньги приносили, а потом перестали. Видно, в области перевелись богатые люди».

Но тут, видимо, дело в другом. Господь им обязательно поможет, но Он ждет, чтобы они и сами начали что-то производить. Как бы говорит им: «Не превращайтесь в нахлебников! У вас есть таланты, руки, головы».

И стоит только людям применить свои таланты, как снова появляются спонсоры.

- В нашей жизни, наверное, так же?

- Да, пока можешь делать, делай. Работай или дома ухаживай за детьми, стариками. И Бог будет помогать.

Нехорошо, когда плодятся потребители. От тунеядцев и прихлебателей на земле пользы немного. Это мы хорошо знаем на примере детей, когда они достигают подросткового возраста и считают, что у них – только права и никаких обязанностей. А это дело безблагодатное.

- Каждому все-таки надо нести свой крест?

- Да, и богатому, и нищему. И по мере сил продолжать действовать.

О том, как разумна должна быть милостыня, сказано в Евангелии: «И когда был Он (Господь – прим.) в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Ибо нищих всегда имеете с собой и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (от Марка. 14. 3-7).


Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Источник материала: Семейная православная газета

Категория: Мои статьи | Добавил: tinet (11 Ноября 2010)
Просмотров: 2160 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
500
Новые добавления
Файлы:
23 Октября 2010
Как правильно выйти ... (Книги)
24 Августа 2010
Дмитро Степовик. Іст... (Книги)
23 Июня 2010
Молитвенный щит (Молитвы)
23 Июня 2010
Иконы и молитвы в ра... (Молитвы)
Статьи:
04 Декабря 2010
Пост без прикрас (Мои статьи)
04 Декабря 2010
Христианский брак ес... (Мои статьи)
20 Ноября 2010
Как выбирать духовни... (Мои статьи)
11 Ноября 2010
Милостыня должна поп... (Мои статьи)
Сайты:
11 Февраля 2011
Псалтирь (Библия и христианская литература)
11 Февраля 2011
Молитвослов (Молитвы)
02 Декабря 2010
"СЛОВО" - ... (Полезные ссылки)
08 Ноября 2010
Миссионерско-апологе... (Похожие сайты)
В Нежине
Прогноз погоди в Ніжині
Ніжин на мапі світу
Наша кнопка

Смело масштабируйте картинку ;)
Лучше всего наш сайт смотреть через:
Copyright orthodox-nezhin.at.ua © 2024 |