С 1 января 2010 года запрещено размещать рекламу табачных изделий, алкогольных напитков и соответствующих торговых марок во всех печатных средствах массовой информации, кроме специализированных изданий. Запрет предусмотрен вступившими в силу положениями части первой и второй статьи 22 Закона Украины "О рекламе". Вместе с тем, сегодня в украинском законодательсве не дано определение понятия "специализированное издание", в котором разрешается реклама алкоголя и абака. Однако, по словам инициатора ужесточения такой рекламы - зампреда Верховной Рады Николая Томенко, Министерство юстиции Украины совместно с Государственным комитетом телевидения и радиовещания, профильным парламентским комитетом и с привлечением специалистов и экспертов должны будут сделать соответствующие разъяснения. Хотя некоторые издания уже перерегистрировались как специализированные, что позволяет им претендовать на бюджеты табачных и алкогольных рекламных кампаний.
Так, на сегодняшний день запрещена реклама табачных изделий на радио и телевидении, во всех печатных средствах массовой информации, кроме специализированных изданий, на транспорте, внешняя и внутренняя реклама, реклама с помощью мероприятий рекламного характера, кроме специальных выставочных мероприятий.
Реклама алкогольных напитков запрещена на радио и телевидении с 6 до 23 часов, во всех печатных средствах массовой информации, кроме специализированных изданий, на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств общего пользования и метрополитена. Также запрещена реклама средствами внешней и внутренней рекламы, с помощью мероприятий рекламного характера, кроме специальных выставочных мероприятий алкогольной продукции.
Кроме того, реклама алкогольных напитков и табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки и табачные изделия, запрещена на товарах и в печатных изданиях, предназначенных преимущественно для лиц в возрасте до 18 лет. Также запрещается реклама с использованием лиц до 18 лет как фотомоделей.
Реклама не должна содержать изображение процесса курения табачных изделий или потребления алкогольных напитков. Она не может располагаться ближе, чем за 300 метров прямой видимости от территории детских дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, в которых учатся дети в возрастом до 18 лет.
Реклама не должна формировать мнение, что курение или употребление алкоголя является важным фактором достижения успеха в спортивной, социальной, сексуальной или других сферах жизни или будет оказывать содействие решению личных проблем. Она не может содержать изображений врачей и других медицинских работников, а также не должна создавать впечатление, что большинство людей курит или употребляет алкогольные напитки.
Спонсорство теле-, радиопередач, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается. Но разрешается спонсорство с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки. В целом же запрещается спонсорство мероприятий для лиц до 18 лет с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются табачные изделия и алкогольные напитки.
ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net