В нынешнем году 28 марта все христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Распустившиеся ветви вербы или пальмы знаменуют победу жизни над смертью и воскресение. А с понедельника начинается самая главная предпасхальная Страстная неделя. Вербное воскресенье — праздник, конечно, религиозный. Но и щедро сдобренный яркими народными обычаями и традициями, главной героиней которых стала небольшая скромная веточка. Ее ласково называют «вербочка».
— Верба особо почитаема в Беларуси, — рассказывает научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы НАН Елена Довнар–Запольская. — Считается, она имеет женское начало. С ней связано очень много песен, легенд, преданий, стихов. Существует легенда о том, что вербой стала девушка, заклявшая сама себя, чтобы не выходить замуж за старика. Сделала это она возле воды. Ведра, что были с ней, превратились в камни.
Вообще, верба — очень жизнестойкое растение. В Беларуси растет 38 ее разных подвидов. И везде «правильной» считают только «свою» вербочку. Наиболее распространена верба ломкая. Еще ее называют пепельной, так как у листочков обратная сторона серо–пепельная. Есть низкорослая верба — так называемая «козиная лоза». Наиболее ценится верба с красной корой, у которой сильные, очень гибкие прутики.
К празднику вербой запасались заранее, брали целый пучок, который больше походил на сноп. В Вербное воскресенье всегда царила особенная атмосфера. Подобно тому как на Пасху христосуются, в Вербное воскресенье все легонько хлестали друг друга вербочками, приговаривая: «Не я б’ю, верба — б’е. Праз тыдзень — Вялiкдзень. Хвароба — у лес, на верас. А здароўе — у косцi». И, конечно, желали друг другу добра и благополучия. Вербой хлестали каждый уголок в доме (так защищались от пожара), хозяйственные постройки, домашних животных, исключая, правда, котов, улья, поле и даже могильные холмики на кладбище. Вербовым прутиком хозяйка первый раз выгоняла корову на пастбище в Юрьев день, который тоже, кстати, очень интересно отмечался. Хозяин — коня. Вербовая веточка заменяла хлыстик пастуху. С вербой первый раз выходили в поле пахать и сеять. В Вербное воскресенье, придя в дом, хозяин стегал прутиками всех домочадцев.
Девушка, выйдя из церкви и закрыв глаза, могла хлестнуть вербовым прутиком кого–нибудь из встречных и спросить имя — считалось, так будут звать и будущего суженого. Пока несли из церкви пучок вербы домой, ею наделяли родных и знакомых. Но когда веточки устанавливали дома в красном углу, больше уже их никому не одалживали. Как и крещенскую воду, как и соль. Ведь вербочки — предмет сакральный. У нас в Беларуси нередко вербочку объединяли с можжевельником. И когда человек болел, этим букетом его окуривали. Старые веточки ни в коем случае не выбрасывали. Их сжигали и пепел высыпали на поле.
Украшали вербочки крашеным мхом, вереском, бессмертником, колосками, травами, специально заготовленными и сохраненными. Традиция украшения сухостоем сохранилась до сих пор у католиков — так называемые «пальмы виленские». Правда, однажды меня уже поправили: не «виленские», а «городенские».
В нынешнем году католики и православные празднуют Пасху одновременно. И это здорово. В нашей семье есть и католики, и православные. Так что праздник будет двойным. Кстати, толерантность у белорусского народа в крови. Не однажды приходилось слышать, как в деревне вдруг спохватится одна из кабет: «Ой, я ж бялiзну павесiла, а сёння свята каталiцкае. Няхораша, пайду здыму...» Или наоборот. В этом тоже проявление простого земного уважения друг к другу.
Кстати, в Дзержинском районе я записала местное «дополнение» к библейскому рассказу о въезде Иисуса в Иерусалим. Оно о том, как бедные дети бросали под ноги Спасителю свою нищенскую одежонку, которая тут же превращалась в новое и нарядное платье. Потому что праздник такой — светлый, вселяющий надежду. Вербное воскресенье.
Совет
Красный угол — это угол в комнате, в котором находятся иконы, другие святыни — те же вербочки. Устраивается красный угол в отдалении от телевизора, по возможности в восточном направлении (в некоторых случаях — не в углу, а на стене).
Страстная неделя
Посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной недели называются «великими». В Великие понедельник, вторник и среду вспоминаются последние беседы Господа с учениками. Служба Великого четверга посвящена Тайной вечере, на которой Спаситель установил таинство причащения, а также вспоминается предательство Иуды. На трапезе разрешается пища с растительным маслом. Великая пятница — верующие вспоминают страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. По уставу полагается воздержание от пищи. Во второй половине дня в храме совершается вынос из алтаря на середину храма плащаницы. Богослужение Великой субботы посвящено пребыванию Спасителя во гробе и сошествию Его души в ад. В этот день совершается переоблачение престола и священнослужителей, а потом и всего храма из темных, постовых в светлые и праздничные облачения. Разрешается пища без масла. Вечером в церкви читается книга Деяний святых апостолов. В двенадцатом часу ночи служится полунощница, на которой плащаница уносится в алтарь. И в полночь начинается утреня Святой Пасхи.
Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК
Источник: http://www.sb.by/post/98449/