Официальный церковный Киев становится все более самостоятельным. На открытии Девятых международных Успенских чтений в Киево-Печерской Лавре 27 сентября прозвучали доклады Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира (Сабодана) и его ближайшего помощника епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), посвященные так называемой "киевской идее". Сама тональность выступлений довольно резко контрастировала с ставшими уже привычными заявлениями Патриарха Кирилла о том, что, Россия, Украина и Беларусь представляют собой "единую цивилизацию". Накануне открытия Успенских чтений, в субботу 26 сентября во время визита в Минск Патриарх Кирилл включил в круг "единой цивилизации" и Молдову, а также отметил ценность так называемого "Союзного государства" России и Беларуси. "Если мы его (этот союз. - Ред.) потеряем - мы проиграем и экономически, и политически не только как народы и государства, но и как личности. И, может быть, Божий суд накажет нас за это забвение заповедей Святой Руси", - сказал Патриарх Кирилл, слова которого приводит "Интерфакс-религия". В то же время в Киеве заявили о древности и ценности "киевской идеи". Киев в докладах церковных иерархов был назван городом-храмом, где по-особому ощущается связь с Небом и не чувствуется тяжести Москвы. Несколькими днями ранее в аналитическом материале портала "Религия в Украине", покровители которого находятся в высоких кабинетах на киевской улице Ивана Мазепы, была убедительно показана неизбежность самостоятельности Украинской Православной Церкви. По мнению аналитика, сегодня УПЦ завершила свою эволюцию в направлении автокефальности и готова к самостоятельному существованию. Подтверждением этому могут служить доклады архиереев, прозвучавшие в Киево-Печерской Лавре в минувшее воскресенье. Представлениям о Киеве как "новом" или "втором" Иерусалиме почти девятьсот лет, отметил Митрополит Владимир. Древний Киев был построен по "иерусалимской" схеме: главная святыня - храм в центре города, к которому ведут Злотые ворота. Эта же смысловая ось характерна и для Константинополя. С последним Киев роднит не только София и Золотые ворота, но также Ирининская и Георгиевская церкви (ныне утрачены). В знаменитом "Слове о Законе и благодати" первого митрополита из киевлян святителя Илариона утверждается идея Киева как "Нового Иерусалима", отметил преемник святителя на столичной кафедре. Он обратил внимание участников конференции на греческую надпись в Софии Киевской вокруг Оранты: "Бог посреде нея, и не подвижется. Поможет ей Бог утро заутра". Эту строку из 45-го псалма византийцы и киевляне относили как к Матери Божией - покровительнице города, так и к самому городу ("полис" в греческом языке женского рода). "Так, используя тонкости византийской культуры, наши предки утверждали идею богоизбранности Киева", - добавил Митрополит Владимир. Киевская идея обрела второе дыхание в эпоху казацкого ренессанса. "Киев - это наше небо", - процитировал Митрополит Владимир слова еще одного своего предшественника Сильвестра Косова (1635). "Вторым русским Иерусалимом" называл Киев и митрополит Иов Борецкий (1621). Эти же идеи позже выражал и Тарас Шевченко в своем "Кобзаре": "Мов на небі висить Святий Київ наш великий". В докладе епископа Александра (Драбинко) перечислены три периода истории киевской идеи. Это время ее первоначального формулирования (XI-XII века); эпоха активной популяризации во времена казацкого барокко; и ХХ век, когда киевская идея стала объектом философского осмысления. В последний период, отметил владыка Александр, киевская идея была воспринята украинскими политическими мыслителями как один из главных элементов идеологического противостояния на оси "Киев-Москва". Киев - избранный Богом город и священный центр Руси. Популярная формула "Повести Временных Лет" о Киеве как матери городов русских, по мнению владыки Александра, содержит в себе и библейскую коннотацию: "А вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам" (Гал. 4,26). Творцы киевской историософии, прибегающие к образу Нового Иерусалима, стремились показать, что национальным идеалом Руси является не "римский идеал государственного строительства", а идеал святости, добавил докладчик. "Раздумывая сегодня о духовной и исторической миссии Киева, мы не можем не признать того, что его глубочайшая связь с Иерусалимом сохраняется", - сказал епископ Александр. "Киев не только прекраснейший, живописнейший город. В нем по-особому чувствуется связь с небом… В нем нет той тяжести, которая позже будет ощутима в "Третьем Риме"", - добавил ближайший помощник Предстоятеля УПЦ. В заключение доклада епископ Александр призвал популяризировать киевскую идею различными средствами: понятийным аппаратом философии истории, средствами национальной культуры и языком богословия. Именно киевская идея должна стать основой нового национального сознания, отметил владыка. Полностью текст приветственного слова Митрополита Владимира и доклада епископа Александра опубликованы на официальном сайте УПЦ. "КИЕВСКАЯ РУСЬ", 28 сентября 2009 г.
|