Икона Богоматери «Софии Премудрости Божией». Значение изображения Софии—Премудрости Божией объясняют словами Притчей Соломоновых: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (IX, 1). Здесь под словом премудрость (по гречески софия) разумеют Сына Божия, как говорит и Апостол Павел: мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. I, 24). Итак Божия премудрость есть Господь, создавший Себе дом. Этот дом в смысле более широком знаменует Церковь Божию, а в более тесном смысле—Матерь Божию, как одушевленный храм Спасов. В паремиях и песнопениях в Богородичные праздники православная Церковь называет Матерь Божию домом, свитком, горою, вратами и другими пророческими именами. Таким образом слова: Премудрость созда Себе дом означают пресвятую Деву Mapию, чрез которую Бог для спасения Mиpa облекся естеством человеческим и стал видим. Слово стало плотию и обитало с нами; и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца (Иоан. I, 14). Пророчественное изображение воплотившейся Софии—Премудрости Божией послужило основанием и образцом для иконописных Ея изображений, находившихся в древлепостроенных храмах: в Византии—во храме Иустиниановом, к Киеве, Новгороде и в других местах. Икона св. Софии—Премудрости Божией византийская и киевская изображает соединение Церкви небесной и земной чрез воплощение Сына Божия— Премудрости Божией, именно—представляет дом или храм и в нем стоящую Богородицу в хитоне, с покрывалом на голове, под сению поддерживаемою семью столпами. Руки и длани Богоматери изображены распростертыми, стопы Ея утверждены на серповидной луне (Апок. XII, 1). При персях Божией Матери на деснице Ея изображается Предвечный Младенец, десницею Своею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. Над сению начертаны слова: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмъ. Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в шуйце державу, а десницею благословляющий, из уст Его исходят слова: Аз утвердих столпы ея,— и окруженный лучами Дух Святый. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Святаго Духа представлена Церковь небесная: в облаках предстоят семь Архангелов: с правой стороны—Михаил с пламенным мечем в руке, Уриил держит молнию, опущенную вниз, Рафаил— алавастр мира; с левой стороны—Гавриил с лилиею, Селафиил с четками, Иерудиил с царским венцом, Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божиею Материю представлена Церковь Божия на земле, изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившагося—праотцы и пророки: Моисей с скрижалями, Аарон в митре, как первосвященник, и с прозябшим жезлом, Давид в царской мании, с ковчегом завета, Исаия с харпей, на которой написано: Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, — Иеремия со свитком, Иезекиилъ, держащий затворенныя врата, Даниил с камнем. Впрочем не все изображения Софии — Премудрости Божией одинаковы, напр. новгородская икона есть род Деисуса: (Деисус от греческаго слова "моление". Так называется икона с изображением по средине Спасителя, а по сторонам— Божией Матери и св. Иоанна Предтечи в молитвенном положении.) на ней изображен Вседержитель в царской одежде или далматике, с огненными крылами, как Ангел великаго совета (Исайи IХ, 6), на огненном престоле о семи столпах. Окрест Вседержителя голубое небо со звездами, по сторонам—Богоматерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощеннаго Слова Божия. Сверху изображения—Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божмя; еще выше опять звездное голубое небо и на золотом престоле Евангелие, пред которым по-три Ангела с каждой стороны преклоняют колена. Тем не менее все изображения Софии выражают одну главную и основную мысль—Матерь Божию, послужившую врплощению Сына Божия, или воплотившуюся от Нея Премудрость Божию. Поэтому празднование Софии— Премудрости Божией совершается православною Церковию в Богородичные дни, напр, в Киеве в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Вологде, Тобольске и в других местах—в праздник Успения Богоматери.
|