Чтобы не видеть вверху этот надоедливый рекламный баннер от UCOZ, регистрируйтесь в системе или входите со своего глобального аккаунта
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск по сайту
Разделы
Новости братства [27]
События в мире [199]
Новости сайта [12]
Новости православия [72]
События в Украине [86]
Интересная информация [80]
Разное [23]
Авторская рубрика [7]
Размышления участников нашего братства...
Историческая справка [13]
Дополнительно
Наш опрос
Как вы узнали о нашем сайте?
Всего ответов: 33
Друзья сайта


Храм Всіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство

Одигитрия




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная | Регистрация | Вход
Святитель Іоан, митрополит Тобольський
12:39

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА

Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири – последний русский святой, канонизированный до революции. Он причислен к лику святых в 1916 году. Решение о канонизации было утверждено по воле Государя Императора Николая Второго(1), причисленного в 2000 году к лику святых царственных страстотерпцев. С тех пор святые мощи Иоанна Тобольского покоятся в Тобольске, и день поминовения их является особым праздником, когда со всей Сибири и даже России съезжаются паломники, чтобы попросить у Святителя Иоанна молитвенного ходатайства перед Господом в своих скорбях и нуждах. Имя его одно из самых почитаемых в нашем крае. Его иконы имеются в каждом сибирском православном доме.

Святитель Иоанн, в миру Иоанн Максимович, родился в декабре 1651 года в г. Нежине, Черниговской губернии, и происходил из знатного дворянского рода. Родители его отличались благочестием и преданностью святой Церкви. Они были людьми не бедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. О детстве и юности будущего Святителя сохранилось мало сведений. В семье Максимовичей было семь сыновей, из которых Иоанн был старшим. Сын Григорий, впоследствии стал протоиереем, а остальные пять служили в малороссийском войске, в офицерских чинах. Под руководством своих благочестивых родителей, Максима и Ефросинии, Иоанн получил воспитание в строго христианском духе. Еще в домашней обстановке он обнаружил любовь к чтению Слова Божия и святоотеческих творений, и любил посещать церковные службы. Далее, Иоанн продолжил образование в Киевской коллегии (позднее ставшей академией). Эта была единственная тогда школа в пределах России, правильно и широко организованная в учебном отношении. Ко времени обучения Иоанна школа была преобразована по типу высших латинских школ. Первые годы ее работы были таким расцветом научной деятельности, что католики и иезуиты, работавшие в то время над насаждением унии в Южной Руси, крайне были смущены этим. Ученые труды первых руководителей и учителей Исаия Трофимовича, Сильвестра Косого, Феодосия Сафоновича, Иоаникия Голятовского, были весьма ценными произведениями по тому времени(2). В такой атмосфере, пропитанной духом науки и религиозной ревности, протекли юношеские годы Максимовича. Он со всем пылом молодого возраста отдался научным занятиям и с блестящим успехом окончил курс коллегии. Как способный и лучший по успехам воспитанник коллегии, он был оставлен при ней учителем латинского языка. Восемь лет он проходил эту должность, и за это время он представил собой образец трудолюбивого ученого и глубоко религиозного человека. Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в ангельском чине инока. Посещая Киево-Печерскую Лавру, находясь под сводами тесных пещер, среди почивающих печерских подвижников, горячо неслась к ним его молитва, и крепло желание оставить суетный мир. В 1676 году он принимает пострижение с именем Иоанн и вступает в число братства Киево-Печерского монастыря. При высоком благочестии и христианском смирении, юный инок отличался замечательным красноречием. С общего согласия братии он занял должность лаврского проповедника, а затем, любившей его монастырской братией, был избран на ответственную должность эконома Лавры. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь. Пять лет, Иоанн проповедовал в нелегкое для Украины время католической пропаганды. Его проповеди привлекали массу слушателей, и имя Максимовича далеко стало известно за пределами Киева.

70-е годы XVII столетия Россия воевала с Турцией, и с1677 года пламя войны бушевало на территории Украины. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, с крупным, по тем временам, городом Чигирином, Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу. Иоанн Максимович был избран послом к государю, не смотря на то, что ему было только лишь 26 лет (настолько велик был в Лавре авторитет молодого иеромонаха). Целью посольства было просить Московского царя оказать Киеву и Лавре защиту от грозившего им разорения от турок. Царь послал помощь, а монахам Печерской Лавры предоставил временно занять Брянский Свенский Успенский монастырь, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом. С этого времени Иоанн Максимович, в течение 20 лет, проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, и везде одним примером своей личной жизни производил благотворное влияние на монашествующих.

Строгая иноческая жизнь Максимовича и духовная опытность в руководстве иноками обратили на него внимание Черниговского святителя, архиепископа Феодосия. Он наметил его своим преемником по кафедре и вызвал поближе к себе, назначив настоятелем Черниговского Елецкого монастыря.
5 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался. По его успении в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему. Единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Посвящение было 10 января 1697 года в Москве, где Иоанна хорошо знали. Патриархом Адрианом Иоанн был рукоположен в архиепископа Черниговского (см. приложение 1.- М.А.).
Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Как ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, которая, по его замыслу, должна была украсить “Черниговские Афины” – школу просвещенного благочестия. Это, по существу, была первая семинария в России, получившая широкую известность благодаря высокому уровню богословского образования, по образцу которой возникали духовные семинарии в других епархиях Русской Православной Церкви. Образование давалось не только детям духовенства, но и детям дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквях Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей. В Чернигове святитель Иоанн открывает типографию, где издает множество книг духовно-нравственного содержания, в том числе свой знаменитый “ Илиотропион ”.
В “Сказаниях о некоторых Сибирских подвижниках благочестия” говорится, что “преосвященный Иоанн имел дар Предвидения: так, между прочим, по свидетельству тобольских преданий, он предсказал имевшее быть в 1812 году нашествие на Россию французов”(4).
За 14 лет управления Черниговской епархией он приобрел большую любовь и уважение своей паствы. Черниговцы впоследствии писали святителю Иоанну в Тобольск: ”Многие предражайшие добродетелей своих таланты нам в подражание, яко отец чадом, яко пастырь овцам, яко владыка рабом своим, остави ваше архипастырская святыня, глаголя к нам словесы Христовы: “ образ дах вам, да яко же аз сотворих и вы творите”(5).
Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное предстательство его предшественника, святого Феодосия Черниговского. Особенно явно небесное покровительство святителя Феодосия своему преемнику сказалось в следующем чудесном факте.
Иоанн Максимович тяжело заболел, и болезнь обещала быть долгой. Святитель, огорченный тем, что ему надолго придется лишиться непосредственного общения со своей паствой, обратился с горячей молитвой к своему святому предшественнику. Святой Феодосий внял его молитвенному зову. К этому времени болезнь усилилась, появился бред. Вдруг в самом разгаре болезни Святитель призывает к себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а на утро приготовить все потребное для служения в храме. Окружавшие больного архипастыря подумали, что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованию и исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, Святитель, совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявил окружавшим, что накануне ему явился святитель Феодосий и сказал: ” Не скорби, брат, Господь услышал молитвы твои, и ты будешь, здрав, вставай с одра и готовься служить божественную литургию”. В благодарность за свое мгновенное, чудесное исцеление, архиепископ Иоанн Максимович тогда же составил в честь угодника Божия св. Феодосия “похвалу” (см. литературное наследие.- М.А.), в котором называет его “ земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве”. “Похвала” была написана под живоносным изображением святителя Феодосия в Борисоглебском Черниговском соборе, над входом в каменную палату, где почивали мощи Святителя. Это чудо послужило началом чествования святителя Феодосия, как благодатного чудотворца и угодника Божия. А уважение к святителю Иоанну стало еще более возрастать среди паствы. На него стали смотреть как на святого мужа.
Время архипастырского служения в Чернигове для владыки Иоанна не было легким, несмотря на то, что в 1654 году произошло присоединение Малороссии к России и гонения за веру совсем прекратились, долговременная борьба православных с католиками внесла большое расстройство в церковную жизнь юга. Многие церковные учреждения пришли в упадок, в монастырях хозяйство было расстроено, а дисциплина упала. Православное духовенство, униженное и забитое во время господства католиков и униатов, нуждалось в поддержке и ободрении. Не прекратилась и пропаганда католицизма, вместо открытой, она приняла более опасную - скрытую форму. Не мало оставалось среди православных тех, которые были совращены в католичество. При таком положении православной иерархии юга приходилось употреблять много труда, чтобы уничтожить эти последствия страшного продолжительного натиска католицизма на Православие.
Святитель Иоанн не остановился пред трудностями своего иерархического служения, и проявил неутомимую деятельность в интересах Православной Церкви. В лице настоятелей монастырей он старался поднять монастырскую дисциплину, показывая собой пример высокой иноческой жизни. В своем воздействии на иноков Иоанн употреблял, мудрый воспитательный метод ап. Павла: ”был всем вся, да всяко некия спасет” (I Кор. 9,22). В звании Черниговского архипастыря его внимание было обращено на улучшение церковной жизни, на устранение разных непорядков, появившихся во время острой борьбы католицизма с Православием. Святитель понимал, что для достижения плодотворных результатов в этом отношении недостаточно его личных сил. Здесь необходимо было совместное сотрудничество всех лучших духовных сил епархии. С этой целью, как уже было сказано выше, он основал в Чернигове семинарию, которая по высоте постановки богословского образования и воспитания в правилах христианской жизни, получила широкую известность в крае. В сотрудничестве с лучшими духовными силами своей епархии Святитель в течение 14 лет управления высоко поднял в ней церковную жизнь.
Черниговская паства, полюбившая всей душой Святителя, с великой скорбью восприняла весть о том, что их “добрый пастырь” святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.
Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением Святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии.
В поместьях князя Меньшикова, находившихся в Черниговской епархии, была выстроена новая церковь. Меньшиков написал своему управителю, чтобы церковь была освящена в такой-то день. Управитель передал это преосвященному Иоанну. Но Иоанн сказал, что назначение времени освящения храма зависит от епархиального архиерея, и что в назначенный день ему быть там никак нельзя, а будет он в другое время тогда-то. Как сказал преосвященный, так и сделал. По случаю освящения церкви управитель устроил обед, но преосвященный не любил быть на чужих обедах, поэтому не удостоил отведать княжеского стола. Меньшиков, узнав об изменении даты освящения церкви, и об отказе от обеда, сильно прогневался на архиепископа Иоанна Максимовича и, из мести, когда вакансия на Тобольскую митрополию сделалась праздной, сделал то, что туда назначил именно его. Максимович услышал о виновнике своего перемещения и, при отъезде в Сибирь, сказал: ” Да, мне далеко ехать, но он будет еще далее меня”. Предсказание преосвященного сбылось. Меньшиков был сослан в Березово, где и умер. Но предание этим не оканчивается. Говорят, что владыка Иоанн, когда Меньшикова провозили секретно мимо Тобольска по Иртышу, не получив но от кого известия, вышел на берег реки, поклонился на плывшее судно и благословил его. Но это предание не верно. Иоанн умер в 1715 году, а Меньшикова сослали в 1727 году(6). Относительно того кем, когда и за что был сослан Александр Данилович Меньшиков, гражданская история России рассказывает следующее.
Меньшиков был сослан молодым императором Петром II Алексеевичем Романовым. Указ был подписан 9 сентября 1727 года. Причина ссылки лежит в личных отношениях Петра II с Александром Даниловичем. Чтобы еще более упрочить свое положение Меньшиков решил женить Петра II на своей старшей дочери Марии Александровне. Чтобы усилить свое влияние на молодого императора и оградить его от всяких посторонних лиц, Меньшиков, после смерти императрицы Екатерины I, перевез Петра II в свой дом. Вместо прежних учителей в воспитатели был назначен Остерман. 24 мая совершилось обручение молодого императора с княжной Марией Александровной. Казалось, Меньшиков достиг пределов своих желаний, но в первых числах июня его постигла случайная неудача, которая стала для него роковой. Могущественный временщик заболел лихорадкой и почти две недели находился между жизнью и смертью. Этого времени оказалось достаточно, чтобы влияние его на молодого императора оказалось основательно подорванным. Оправившись после болезни, Меньшиков заметил, что император сильно переменился, но не понял, насколько глубока эта перемена. Он хотел исправить его строгостью и тем окончательно погубил себя. Произошло несколько ссор на почве денег. Каплей, переполнившей чашу терпения Петра II, явилось событие связанное с освящением часовни в ораниенбаумском поместье Меньшикова. Он предполагал отметить ее освящением великолепным праздником, на котором должен был присутствовать и император. Но Петр II не приехал. На другой день Петру донесли, что Меньшиков во время богослужения занял императорское место. Александр Данилович поспешил уладить дело, но ничего не смог сделать. 9 сентября был подписан указ о его ссылке(7).
В 1711 году Чернигов прощался со своим любимым пастырем. Возведение в сан митрополита и назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но всё-таки эта почесть являлась ссылкой.
14 августа 1711 года накануне праздника Успения к берегу Иртыша напротив Знаменского монастыря пристало два дощаника(8). Тобольский воевода Бибиков вошёл на митрополичий дощаник приветствовать владыку, а на берегу от пристани до самого Знаменского монастыря стояли строем три казачьих полка. Владыка сошёл на берег, вошёл в монастырь. Был отслужен молебен и, благословив народ, Святитель возвратился на дощаник. На следующий день утром, облачившись в полное архиерейское облачение, в сопровождении духовенства, крестного хода, властей и войск, убеленный сединами шестидесятилетний старец-митрополит вступил в город, поднялся в Софийско-Успенский собор и совершил божественную литургию. Так начал свое служение святитель Иоанн в новой для него обширнейшей сибирской епархии, в состав которой входили нынешние епархии: Екатеринбургская, Омская, Томская, Новосибирская, Иркутская и другие. Всего три года правил митрополит Иоанн этой громадной епархией. Он и здесь, как и в Чернигове, сразу же приобрел себе народную любовь. Летописец свидетельствует о личных качествах святителя: “ Был, тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив”. Святитель Иоанн вел жизнь постническую и уединенную, по большей части оставаясь в своей келии для молитвы или написания душеспасительных сочинений. Он часто совершал божественную литургию и поучал паству своими проповедями. Сам он отличался смирением и кротостью, оказывал помощь, по большей части тайную, сиротам и вдовам. Сохранились свидетельства того времени о том, что многие бедствующие слышали вечерней порой стук в окошко, а когда открывали его, им передавалось подаяние со словами: “ Приимите во имя Иисуса Христа”. Он также помогал содержать богадельни, которых находилось в Тобольске около 20. Часто навещал каторжников в тюрьмах, молился за них, утешал и давал деньги на пропитание. Если к бедным и страждущим он проявлял особое сострадание, мог зайти в любой дом к сиротам, одиноким людям, то к высоким чиновникам, богатым купцам, которые всячески зазывали его к себе, идти не желал ни под каким предлогом. Сообщается лишь один случай, когда он посетил богатый дом губернатора князя Гагарина, и то после неоднократных его просьб. Но к себе на обед непрестанно приглашал горожан и особенно нищих, занимая их за столом душеспасительными беседами, так как обладал замечательным даром слова. Он вел себя так сообразно евангельскому завету: “ Когда делаешь пир - не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных!”.
Обладая большой работоспособностью, Святитель Иоанн всегда был чем – то занят: или читал, или писал, или учил, или размышлял. Больше всего молился. Заперевшись у себя в келии, он долго- долго, коленопреклонный, молился.
Кроме благотворительной деятельности в Тобольске, на плечах Святителя лежала обязанность управления вверенной ему епархией. Новая епархия, была обширная, но мало благоустроенная и потребовала от него напряженной деятельности. Епархия была не только необъятна, но и не просвещена, духовенство было необразованно, многочисленные племена были не просвещены Светом Христова учения. Храмы в некоторых местах годами оставались без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Тайн. Объехать митрополию было невозможно, ибо это значило объехать всю Сибирь. Из числа прибывших с митрополитом Иоанном остались немногие, большинство вернулось из суровой Сибири назад. Но Святитель не пал духом. Имея опыт в управлении, он избрал надежных помощников и за сравнительно небольшой промежуток времени своего правления - четыре года, сумел поправить положение.
Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял на это свои доходы.
Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.
Было начато просвещение сибирских племен. В этом ему много помог схимник-митрополит Филофей Лещинский. Отыскивая способных к миссионерству священников, святитель Иоанн стал их посылать к остякам (хантам), вогуличам и другим сибирским народам, заботился об открытии новых храмов.
Митрополитом Иоанном по Высочайшему повелению была направлена в Пекин духовная миссия, которую возглавил эконом Тобольского архиерейского дома архимандрит Иларион Лежайский. С ним ехали иеромонах Лаврентий, иеродиакон Филимон, три причетника и четыре служителя. 16 января 1715 года миссия выехала из Тобольска и направилась в Китай. Там она была принята с особым радушием императором Кан-Си, который выделил ей деньги на приобретение домов, а каждому члену миссии преподнес особые подарки. Кроме этого, все священнослужители были возведены в различные чины мандаринства (титулы чиновников Китая). Благодаря трудам митрополита Иоанна был благоустроен Иркутский край.
Кроме трудов по управлению обширной епархией и благотворительной деятельности, владыка Иоанн был стихотворцем. Летописец свидетельствует: “ Едино у него увеселение было - писать душеспасительные сочинения”(9). Он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Находясь уже на Тобольской кафедре, святитель Иоанн выпускает на церковно-славянском языке “ Илиотропион”, так же им была выпущена книга “ Феатрон поучительный царям, князям и владыкам”, где говорится об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении “ Богородице Дево радуйся” и в книге “ Богомыслие в пользу правоверных”.
Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все большую любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Тоболяки видели в нем ни архиерея, ни ученого мужа, ни митрополита, а подвижника, святого, монаха. Заранее чувствуя близость своей смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день он в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Своим гостям он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.
Утром, 10 июня, когда пришло время звонить к утрени, за благословением к внутренним комнатам подошел чередной. На осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать дверь. Вступившим в комнату открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях перед образом Божией Матери.
Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: “ Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда”.
Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.
Кончину Святителя оплакивала как тобольская, так и бывшая черниговская паства. И тут и там, еще при жизни его, сложилось о нем убеждение, как о святом муже. По своим личным качествам, он действительно был человеком высокого христианского настроения. Для своей паствы в Чернигове и Тобольске он был не духовным начальником, а духовным отцом. Он напоминал ей того евангельского пастыря, который готов был положить душу свою за овцы своя. Все отношение его к людям было проникнуто духом евангельской любви. В обращении со всеми он был прост и доступен. Двери его дома были открыты для всех. Все находили тут радушный прием, Святитель всех встречал с лаской, любовью и никто не уходил от него без доброго совета и утешения. Особенно Святитель входил в положение бедняков. Он был великим нестяжателем, нищелюбцем. Около него постоянно ютились сирые и обездоленные, и он раздавал им все свое скудное достояние.
Митрополит Иоанн был погребен, согласно его завещанию, в алтаре левого придела преподобных Антония и Феодосия, у северной стены Софийского собора.

Категория: Новости братства | Просмотров: 1079 | Добавил: isihia | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
500
Новые добавления
Файлы:
23 Октября 2010
Как правильно выйти ... (Книги)
24 Августа 2010
Дмитро Степовик. Іст... (Книги)
23 Июня 2010
Молитвенный щит (Молитвы)
23 Июня 2010
Иконы и молитвы в ра... (Молитвы)
Статьи:
04 Декабря 2010
Пост без прикрас (Мои статьи)
04 Декабря 2010
Христианский брак ес... (Мои статьи)
20 Ноября 2010
Как выбирать духовни... (Мои статьи)
11 Ноября 2010
Милостыня должна поп... (Мои статьи)
Сайты:
11 Февраля 2011
Псалтирь (Библия и христианская литература)
11 Февраля 2011
Молитвослов (Молитвы)
02 Декабря 2010
"СЛОВО" - ... (Полезные ссылки)
08 Ноября 2010
Миссионерско-апологе... (Похожие сайты)
В Нежине
Прогноз погоди в Ніжині
Ніжин на мапі світу
Наша кнопка

Смело масштабируйте картинку ;)
Лучше всего наш сайт смотреть через:
Copyright orthodox-nezhin.at.ua © 2024 |