Один из самых известных католических священников Беларуси Юозас Булька из деревни Мосар Глубокского района покидает свой пост. Но до окончания каденции спешит завершить дела и напоследок объявить деревню зоной трезвости. Накануне приезда экспедиционной команды проекта "100 дорог" Юозаса Бульку посещал председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать. По словам Бульки, главному контролеру страны он передал обращение односельчан с просьбой запретить в Мосаре продажу алкоголя на государственном уровне.
О собственной антиалкогольной компании, проводимой не только в деревне, но и в соседних районах, о своем видении выхода из кризиса и будущем Беларуси Юозас Булька рассуждает в эксклюзивном интервью ET CETERA и Радио TUT.BY.
- Откуда вы черпали идеи всего, что создано в Мосаре и около него?
- Моя идея - капланство. Это помогает мне воспитывать людей. И они отзываются. В нашем парафиальном доме три дня отдыхали школьники. По собственному желанию они решили помочь в наведении порядка на кладбище. Вы бы видели, как они от души работали. Когда я молодым приехал в Мосар, сам работал, все делал сам и привлекал прихожан. Поэтому и сегодня они отзываются.
- С чем к вам приходит молодежь?
- Молодежь не просто приходит, она приезжает из других районов и областей. Просят совета и духовного, и совета о мирских делах. Чаще, конечно, интересуются, как навести такой порядок, как здесь. При костеле мы сделали стадион, покупаем футбольные мячи, ребята из деревни приходят, а из Глубокого приезжают играть. Пытались ругаться матом, но я проводил беседы с ними, объяснил, что можно общаться без мата. И знаете, не матерятся тут.
- На это лето у вас большие планы: сделать Аллею молодежи, продолжить благоустройство у костела. А осенью вы собираетесь уйти в дом престарелых. Хватит сил и времени реализовать задумки?
- Если Бог даст, удастся. Бискуп назначил молодого каплана, ксендза Владислава, который сам хочет приехать в этот приход. Он любит природу и хочет перенять мой опыт, пока я жив. Сейчас он служит в деревне Юдолта Поставского района, но постоянно приезжает и звонит. Я не хочу оставлять за собой долгов, поэтому мы сейчас переделываем и центральную аллею у нашего костела, и Аллею молодежи уже заложили.
- Каким должен быть духовный наставник?
- Есть латинская поговорка "ora labora" - "молись и работай". Если мы хотим поднять духовность, то должны воспитывать молодежь в работе. Тогда будет новый человек. Лично я считаю, что сейчас не только финансовый кризис, а в первую очередь духовный. Молодежь не хочет работать. И это следы атеизации. У человека забрали Бога, ничего не дали взамен. Пустота стала заполняться плохими привычками. В моей парафии есть семиклассницы, которые уже пьют алкогольные напитки, их считают девушками легкого поведения. С ними нужно работать.
- Родители таких трудных детей приезжают к вам за помощью?
- И родители приезжают, и школьники автобусами приезжают, отделы образования обращаются за помощью.
- С чего следует начинать воспитание духовности?
- В школах нужно ввести предмет "религия", но к этому не готовы ни священнослужители, ни школы. Причем рассказывать о религии в школах, может быть, поздновато. Еще лучше начинать с яслей, с детского сада. Но из-за того, что нет достаточного количества священников, способных проводить уроки религии, нужно начать с их подготовки.
В качестве примера силы воспитания могу рассказать о нашем участковом. Он вам и сам скажет, что это я его воспитал. Наш участковый пять лет назад пришел и сразу у меня спросил, кто в деревне гонит самогон. Я же ему ответил, что я священник и не вправе такое рассказывать о прихожанах. Объяснил ему, что это он, милиционер, должен прийти ко мне и сказать: "Ксендз, помогите в работе вот с тем и с тем". И он понял. Теперь мы тесно с ним сотрудничаем и работаем с местным населением вместе.
- Вы активно боретесь не просто с алкоголизмом, но и с продажей алкоголя в деревне…
- Да, сегодня у нас был Зенон Ломать, которому я передал просьбу об объявлении Мосара трезвой зоной. Это обращение подписали и все школьные учителя, и костельный комитет. Мы не хотим, чтобы в наших магазинах продавался алкоголь. У нас тут коммерсанты хотели открыть две забегаловки. Но власти отправили их за разрешением ко мне, мол, если священник позволит, дадим разрешение. Предприниматель пообещал, что алкоголя не будет, а теперь торгует пивом, джин-тоником. Из-за этого у нас недавно ЧП произошло. Выпускники в день последнего звонка купили джин-тоник и напились. Я сразу поднял участкового, обратился в комиссию по делам несовершеннолетних. Идет разбирательство. Но ведь не дети или их родители виноваты в произошедшем. Виноваты учителя! Мосарская беда в том, что здесь живет только один учитель. Все остальные - из Глубокого. Они уроки провели и уехали. А должны жить на месте, знать, чем занимаются их подопечные, организовывать внешкольную работу. Нужно со школьной скамьи воспитывать духовность, и тогда дети не будут пить. Еще академик Углов говорил, что будущее - только за непьющими.
- Получается, что у огромного количества белорусов нет будущего?
- Академик Углов анализировал, как распространялся алкоголизм в славянских странах. После Второй мировой войны Запад понял, что славянский народ с оружием не победишь. Тогда был создан целый институт, который разрабатывал планы по спаиванию советского народа. В результате его работы потоком полились всякие спирты, алкогольные напитки на наши территории, и прививалась традиция встречать гостей чаркой. Поэтому наши люди такие гостеприимные. Был создан и еще один институт, который придумывал, что делать с молодежью. И ей стали прививать моду на секс и наркотики. Я 25 лет назад приехал в Беларусь, тут никто не знал, что такое наркомания. Посмотрите, что происходит сейчас. Запад и сам пострадал от своих разработок. Там закрываются целые школы из-за распространения наркотиков. А в Беларуси ситуация намного лучше. Сюда приезжают немцы и отдыхают душой. Литовцы, хоть в Литве меня и не любят, приезжают сюда, рассказывают, что у них там происходит, и радуются белорусам.
- А вы как относитесь к белорусам?
- Среди всех национальностей я даю белорусам первое место. Вы - не националисты, не карьеристы, выносливые.
- Смогли бы вы сделать все, что есть в Мосаре, без участия властей?
- Нет. Мне всегда очень помогают и местные власти, и районные. Спасибо им за это большое. На все мои идеи, высказанные председателю райисполкома, мне всегда был ответ: "Сделай!". На подъезде к нашей деревне стоит самый высокий крест в Беларуси, его высота 27 метров. Идею его установки подал мой ученик, который сейчас учится в Риме. Сначала она показалась мне неосуществимой. Не мог подумать, что отдадут колхозное поле под установку креста. А отдали! Год занимались подготовительными работами. Потом установили. А злые языки поговаривали, мол, прищемят ксендзу хвост без письменного разрешения властей. А мне не надо письменное разрешение: если мы договорились с Михаилом Михайловичем (М.М. Кондерский, председатель райисполкома. - Прим. ред.), то мне достаточно устной договоренности. Не снесут же крест! Председатель облисполкома помог в прошлом году проложить асфальтную дорогу к Крестовому холму. К нему идут люди семьями, с детьми - это ведь тоже помогает в воспитании. Дорога к кресту получила название Крестовой дороги, и такой нет нигде в мире. В Прибалтике есть Крестовая гора, а дороги нет. Вдоль нашей дороги уже сами люди устанавливают кресты, следят за ними.
- С какими словами вы хотели бы обратиться к каждому белорусу?
- Не пейте! Любите, работайте, не воруйте ни у государства, ни у ближнего. Десять заповедей не зря ведь даны нам.
Деревня Мосар находится в 20 километрах от райцентра Глубокое, знаменита костелом святой Анны, при котором создан музей трезвости и аллея трезвости. У костела раскинулся культурно-дендрологический комплекс. На холме вблизи деревни установлен самый высокий крест в Беларуси, его высота - 27 метров. В Мосаре расположен филиал Глубокского историко-этнографического музея. Территория у костела, деревня и подъезды к ней обустроены в лучших европейских традициях. Как говорят местные, мотивы "а-ля Булька" видны в организации придорожной территории в десятикилометровой зоне от Мосара.
Аллея трезвости
Музей этнографии
Музей трезвости
В Мосар на лекции о вреде курения и алкоголя, да и просто для общения с Юозасом Булькой приезжают не только анонимные алкоголики или те, кому нужен совет духовника, но и организованными группами школьники и туристы со всей Беларуси.
Источник материала: http://news.tut.by/society/139926.html