Посредством Таинств Крещения и Миропомазания человек вводится в лоно Св. Православной Церкви, становится членом Тела Христова. Эти Таинства совершаются только один раз и не могут быть повторены. В Крещении человек умирает для греха, рождается в новую духовную жизнь, становится новым творением, его душа облекается в новую чистую одежду праведности. В Таинстве Миропомазания человек получает Благодать Св. Духа, необходимую для совершенствования в духовной жизни, освящающую душу, тело и все чувства. Таинство Крещения было установлено ещё Самим Господом Иисусом Христом, о чём нам повествует Св. Писание: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19—20). И по сей день Крещение совершается во имя Св. Троицы, однако последование совершения этих Таинств за почти 2000 лет претерпело изменения.
В настоящее время эти первые в жизни человека Таинства объединены в одно чинопоследование. Это чинопоследование изложено в Требнике - богослужебной книге, по которой священник и совершает Таинства.
В период зарождения христианства Крещение совершалось довольно упрощенно, по сравнению с тем как оно совершается в настоящее время. Последование Крещения состояло из:
1) оглашения (наставление в истинах веры);
2) покаяния с отречением от прежних заблуждений и грехов;
3) устное исповедание веры во Христа;
4) само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Мужи апостольские совершали Крещение с апостольской простотой.
Спустя некоторое время, конец II и III века, в чин Крещения добавляются новые элементы: заклинательные молитвы, .отречение от сатаны, сочетание Христу, освящение воды перед погружением крещаемого, помазание всего тела елеем.
Заклинательные молитвы. Эти молитвы в древние времена могли читаться не только священником, но и специально на то посвященные лица — экзорцисты.В древней Церкви , а также в Русской Церкви еще в XIV веке эти молитвы читались над желающим принять Крещение до 10-ти раз. Уже в XV веке их читают трижды и лишь при Крещении иноверцев – по-прежнему 10 раз.
Отречение от сатаны. Это последование предполагает отрицание от диавола не только словами, но и самым делом, одеждою и телодвижением. В практике древней Церкви уже употреблялись дуновение и плюновение в западную сторону, знаменующие осуждение сатаны. В Русской Церкви в XI—XII веках отрицание произносилось 15 раз вместо 3-х. В XIV веке на беса дули, но не плевали. А вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и 5 ответов на них повторялись по трижды. В XV веке сложилась практика сходная с современной.
Сочетание Христу. Упоминается во II – III веках. В IV—V веках уже прочно утвердился этот обычай исповедовать веру. На Руси порядок совершения этого последования сохранился такой же, но с некоторыми особенностями.
Освящение воды перед погружением крещаемого. Древний обычай освящения воды перед Крещением Русь заимствовала от Визанитии в XI—XII веках. В XIV веке великая ектения в чине Крещения имела только два прошения об освящении воды и два о крещаемом. В XV веке добавился обычай перед началом чина Крещения кадить воду и трижды благословлять ее свечой.
Помазание всего тела елеем. Памятники истории свидетельствуют, что вплоть до XVI века все тело крещаемого помазывалось елеем.
Также ранние послеапостольские времена сложился обычай облачать новокрещенного в белые одежды и надевать на него крест.
На протяжении IV и V веков составляются многие молитвы, которые и теперь существуют в чинах оглашения и освящения воды.
Такой порядок совершения Таинств, который мы видим в настоящее время, сформировался в Византии к Х веку и перешел на Русь.
Молитвы на наречение имени и сорокового дня напоминают нам о длительном периоде подготовки к Таинству Крещения. Молитвы на наречение имени читались на 8-й день после рождения ребенка, а в 40-й происходило воцерковление. После наречения имени и воцерковления, младенца готовили к Крещению через наставление в христианской вере.
В Древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование. Оно вместе с Крещением составляло единое целое и находилось в тесной органической связи с Таинством Евхаристии. К особенностям Миропомазания в XI—XII веках должны быть отнесены облачение в белые одежды, возложение червленого венца и вручение свечи. В XVI веке священник миропомазывал те же части тела, которые и ныне помазуются, но с прибавлением «сердца, чрева и плечей». При помазании Миром положено произносить слова: «Печать дара Духа Святаго», хотя были еще другие прибавления.
Следует отметить, что в древние времена у желающих принять Крещение, были поручители, с ними беседовали епископ и особые учителя. С III века оглашение продолжалось в течение двух-трех лет. Этот срок мог сокращаться из-за степени готовности человека к принятию Таинства.
Как видно из истории чинопоследование Таинств Крещения и Миропомазания претерпели некоторую эволюцию. И, тем не менее, оно представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение. Можно сказать, что Церковь устами лучших своих сынов творила эти цельные произведения.
Времена апостольской простоты были непродолжительны. Святые отцы, просвещенные благодатью Св. Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители. Эти возбудители помогают возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств. и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.