Чтобы не видеть вверху этот надоедливый рекламный баннер от UCOZ, регистрируйтесь в системе или входите со своего глобального аккаунта
Меню сайта
Форма входа
Поиск по сайту
Разделы
Мои статьи [81]
Дополнительно
Наш опрос
Как вы узнали о нашем сайте?
Всего ответов: 33
Друзья сайта


Храм Всіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство

Одигитрия




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Бизнес и нравственность
Беседа с игуменом Филиппом (Симоновым)

Когда видишь, как проводит богослужения игумен Филипп (Симонов), как любят его прихожане московского храма святителя Николая в Отрадном, знаешь о его успешной работе в Миссионерском отделе Московского Патриархата, трудно представить, что этот священнослужитель – высокопоставленный государственный чиновник и крупный ученый. Поэтому для меня было несколько неожиданным увидеть его в строгом деловом костюме, при галстуке в президиуме «Столыпинского клуба», проходившего в рамках IV ежегодного конгресса национального бизнеса «Пора предпринимать» (Москва, 2–3 июля 2008 г.). Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь игумен Филипп… директор Департамента стратегического контроля ресурсного обеспечения социально-экономического развития Счетной палаты Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, действительный государственный советник РФ. О нравственности в предпринимательстве, теме, весьма актуальной и болезненной для нашего общества, – беседа с игуменом Филлипом (Симоновым) после завершения бизнес-форума.

– Отец Филипп, в нашем обществе на протяжении десятилетий воспитывалось негативное отношение к предпринимателям: в годы советской власти их называли буржуями, кулаками и прочей «контрой». В 1990-е годы многие бизнесмены лишь подтвердили справедливость такого отношения к ним. Но сегодня все чаще предприниматели, уставшие от «дикого» капитализма, говорят о порядочности, чести, достоинстве. Правда, многим эти добродетели кажутся недостижимыми. Недаром на прошедшем IV конгрессе национального бизнеса «Пора предпринимать» вызвала бурные споры тема «круглого стола»: «Экономика без коррупции – утопия или реальность?». И самыми противоположными были мнения выступавших на заседании «Столыпинского клуба», на котором пытались выяснить: нравственное ли дело бизнес? А как бы вы, батюшка, ответили на эти животрепещущие вопросы?

– Негативное отношение к предпринимателям обусловлено, по всей видимости, не столько неприязнью к бизнесу как профессии, сколько отношением к самим людям, которые предпринимательством занимаются. Если у русского купечества особой деловой «доблестью» было обсчитать, обвесить, обмануть покупателя, если еще Петр I тыкал Меньшикова в сукно, рвавшееся при одном прикосновении к нему, которое тот поставил для армии, то другого отношения к такому предпринимателю быть, наверное, не может.

А к самому делу, по-моему, русские всегда относились с большим уважением. Тем более когда это дело было направлено на благие цели, приносило пользу не только самому предпринимателю, но и тем, кто его окружал. К примеру, владельцы Трехгорки устраивали школы, дома призрения, приличные общежития для работников фабрики, и их за это весьма уважали. Кстати, во время революции 1917 года там, где хозяева предприятий были совестливыми, работники отказывались следовать тем лозунгам, с которыми к ним приходили большевики.

1990-е годы показали, что наш бизнес пошел по старому пути: как бы обвесить, как бы обмануть, как бы украсть кусок бюджета. И форум, который прошел на днях, подтвердил, что эта идеология очень сильна. Я хорошо запомнил, как вышел один господин и сказал, что бизнес – это явление в принципе безнравственное и оцениваться в нравственных категориях не может. Единственный этический совет, который он дал аудитории, – это не кичиться богатством. Еще на форуме было озвучено мнение, что надо разделять нравственность публичную и нравственность домашнюю. Но пока эти убеждения будут господствовать, ничего хорошего нас не ждет.

К сожалению, на подобных идеях было взращено целое поколение бизнесменов.

– Создается впечатление, что под влиянием желтых СМИ, кино, интернета молодые бизнесмены России оказались полностью дезориентированными в вопросах нравственности. Так что же надо сделать, чтобы среди молодых появились честные и добрые бизнесмены, которые были когда-то в России?

– Я довольно долго преподавал в различных учебных заведениях и видел, как изменяется психология молодых людей. Помню, в 2000 году в одной из очень престижных бизнес-школ я задал, казалось бы, риторический вопрос: «Ребята, если вам предложат переступить через несколько трупов, чтобы получить большую прибыль, то разве вы это сделаете?» И вдруг, к моему ужасу, встал молодой человек и сказал: «Да». Теперь таких детей нет. Дети думают о другом, даже в бизнес-школах. А главное, на мой взгляд, что должно быть сделано, – это существенная перестройка нашего образования, чтобы оно готовило кадры, которые разбираются не только в производстве, бизнесе, экономике, но и в вопросах нравственности.

В прошлом году была выдвинута очень интересная концепция: бизнес – в институты. Руководители бизнеса взяли на себя ответственность пойти в аудитории обучать студентов, считая, что профессорско-преподавательский состав этого сделать не может. В результате ребята стали жаловаться: мол, вышел известный предприниматель и в течение часа рассказывал неизвестно о чем, в основном о себе. А молодым людям это совершенно неинтересно. Им интересно, когда их обучают тому, как правильно жить и работать. А для того, чтобы понять, как это делать, необходима концептуальная ясность. Она может быть атеистической, а может быть религиозной, в рамках разных конфессий.

– Высказывается точка зрения, что Православие не имеет никакого отношения к бизнесу.

– Действительно, цель жизни православного человека – спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но если мы почитаем труды святых отцов как прошлого, так и недавнего времени, то увидим, что эта проблема в них не обойдена. И там можно найти, по крайней мере, три принципа этического бизнеса.

Это, во-первых, общее отношение к экономике как к творчеству. Но я творю не просто потому, что мне так хочется, а я со-творю, то есть творю совместно с Богом. Вот это – основание нравственной экономики. И на нем строится отношение к собственности, которая является базовым элементом любого хозяйства. Как к ней относиться, будучи православным? На прошедшем форуме говорили, что честный бизнес не может существовать в нечестной среде. Но, используя свою собственность, свои возможности, я сам создаю эту среду, и она будет настолько честной, насколько честен я сам.

Следующий предмет, который осмысливается православными богословами, это труд. Он воспринимается не как производственный процесс, а как процесс педагогический, воспитательный, ведущий к конечной цели – спасению души, но, помимо этого, имеющий и созидательное значение. Вот такой труд является праведным.

Наконец, момент сопряжения труда и собственности. Мы понимаем, что живем в разделенном обществе, где социальный и классовый мир постоянно напряжен. Мы видим, что в последнее время все больше ущемляются права тех, кто непосредственно производит материальные блага. Это показывают нарастающие забастовки, которые потрясают западный мир. Сопряжение собственности и труда достигается в благотворительности. Но она может быть полезной лишь в том случае, если имеет двоякую цель: я должен помогать конкретному человеку так, чтобы это было благом не только для него, но и для меня. Вот если эта цель достигается, тогда благотворительность, создаваемая из того богатства, которое я добыл собственным предпринимательским трудом (а не с помощью взятки во время приватизации или передела собственности), ведет к социальной гармонии и спасению моей души.

– Выходит, не все виды богатства являются праведными, благословленными Богом?

– С точки зрения православного богословия, богатство не имеет качества, и оно не имеет благословения. Богатство – это золотой самородок, который лежит на земле: я могу пройти мимо, а могу его поднять, могу купить много пива, а могу построить детский дом. Только то богатство, которое праведно использовано, имеет благословение. Если же оно просто лежит на земле, то оно ни хорошее, ни плохое.

Теперь – об использовании богатства. Есть вещи, жестко запрещенные определенной категории людей. Например, священнослужителям нельзя содержать питейные заведения. Из этого делается вывод, что такого рода бизнес явно безнравственный, и деньги, заработанные на спаивании народа, нельзя использовать для благотворительности.

– А производство алкогольных напитков тоже безнравственно? Ведь мы знаем, что лучшие сорта шампанского делали монахи, прекрасные итальянские вида производили в монастыре святого Бенедикта.

– Давайте разделим понятия: пить и упиваться. В те времена, когда в европейских монастырях производились эти вина, кроме них, простите, пить было нечего, потому что вода приносила с собой чуму.

– На прошедшем форуме «Пора предпринимать» многие его участники доказывали, что в современной России бизнес без взяток невозможен, потому что в противном случае коррумпированные чиновники загубят твое дело. Один предприниматель даже заявил, что в бизнесе может быть «святая ложь»: ты обманываешь государство, получая за взятки какие-то привилегии для своей фирмы, чтобы обеспечить достойную зарплату работникам и хорошую жизнь своей семье. А как вы думаете, грешно ли совершать такой обман? И может ли «святой лжец» жить с чистой совестью и надеяться на спасение души?

– Наш бизнес за 20 лет первоначального накопления капитала дошел наконец до постановки вопроса о нравственности. Но, к сожалению, он еще не расширил горизонты своего сознания настолько, чтобы проецировать этот вопрос не только на себя, но и на общество в целом. Пока что нравственность нужна бизнесмену только для того, чтобы он лично чувствовал себя спокойно, мирно засыпал, не думая о том, сколько он нагрешил в течение рабочего дня.

К сожалению, на прошедшем форуме никто не сказал, что бизнес сам себе создает окружение – и финансовое, и деловое, и морально-этическое. Если бизнесмен готов дать взятку, то ее с удовольствием возьмут. Старая поговорка: нет не берущих, есть не дающие. А ты не давай – тогда и брать будет некому. Но такая принципиальность возможна лишь в том случае, если не давать будут все, иначе ты со своим делом прогоришь.

– То есть вы не принимаете «святую ложь» дающего взятки бизнесмена, который заботится о своих подчиненных и родных?

– В той трактовке, о которой вы говорили, это никакая не святая и никакая не ложь. Общее правило о благотворительности гласит: ты должен благотворить из честных средств, заработанных своими руками. А если даешь взятку налоговой службе, и она смотрит сквозь пальцы, как ты большую часть зарплаты раздаешь в конвертах и не платишь за нее налог, то это только по виду благотворительность: твои работники получают сверх того, что им положено. Но это уворованные средства, а ими благотворить нельзя.

– Такая «забота о ближних» бесполезна для души бизнесмена?

– Не просто бесполезна, но вредна и для того, кто пытается благотворить, и для того, кто принимает такое благотворение. Это полный разврат дающих и берущих. Никакой «святой лжи» здесь нет. Это конкретные финансовые отношения, которые уже в принципе не святы. Купюры святыми не бывают. А когда речь идет об их незаконной передаче, да еще сопровождаемой взяткой – ну, о чем мы говорим? Просто пытаемся закрыть свои глаза и глаза окружающих людей более-менее благочестиво звучащими отговорками.

– Академик Дмитрий Семенович Львов считал всю современную экономику неправедной. Она ставит главной целью обогащение, увеличение богатства немногих за счет обнищания и разорения большинства людей, что ведет к социальным катастрофам и войнам, разрушает окружающую среду, ставит под угрозу продолжение рода человеческого. Ученый призывал построить новую – нравственную экономику, основанную на аксиомах «по подобию и в развитие заповедей Иисуса Христа». Она, по его мнению, спасет цивилизацию от гибели. А что вы об этом думаете, отец Филипп?

– Как может быть беспорочной экономика, которая изначально была построена на ограблении всего населения страны (я имею в виду ваучерную приватизацию)! Какая тут может быть нравственность!? Потом пошел второй этап – первоначальное накопление капитала, который означал еще одно ограбление: тогда по нескольку месяцев, а то и лет не платили зарплату и социальные пособия. Следующий этап – передел собственности, рейдерские захваты и тому подобное. Четвертый этап – формирование стабилизационного фонда. Когда правительство заявляет, что по пенсионной реформе у нас средний «срок дожития» лет десять, на который вам вполне хватит тысячи четыре в месяц: мол, ни в чем себе не отказывайте и постарайтесь быстренько «дожить», потому что дальше на вас пенсионные расходы уже не предусмотрены, – как такого рода экономика может быть нравственной? А ведь в нашей Конституции написано: социальное государство.

Наша экономика, к сожалению, стала развиваться по модели, которую нам навязали наши «друзья» из-за океана.

– А в чем суть этой модели?

– По американской модели экономикой руководят несколько десятков крупных финансово-промышленных домов, не связанных с государством прямо, но связанных с теми, кто этим государством формально управляет. Эта модель фактически не признает за населением никаких социальных прав. Государство снимает с себя все социальные обязательства, полностью перекладывая их на население. Хотите учиться? Пожалуйста, только платите. Хотите лечиться? Платите – чем больше, тем лучше, иначе умирайте под забором. Пенсию себе тоже сами собирайте. И так далее. Это модель, которая не предусматривает никаких форм самоорганизации населения – ни профсоюзных, ни партийных. В отличие от европейской модели.

Обратите внимание на большую разницу: дорожает бензин – вся Европа бастует, перекрывает дороги. Это не отдельные группы и водители грузовиков, а профсоюзные организации, отстаивающие права населения, которые они за сто лет завоевали: восьмичасовой рабочий день, определенный уровень заработной платы, пенсий, «социалки» и так далее. Американская модель ничего этого не предусматривает. Там тоже растут цены на бензин, но вы слышали о забастовках в США? Нет? И я не слышал.

– Выходит, эту порочную систему американцы сначала внедрили у себя?

– Да, и потом «спустили» ее нам как ценное указание. И мы его 20 лет выполняли. А в итоге потеряли все, что было завоевано прежним государством. Ведь оно обеспечивало социальную сферу до определенной степени: и равное право на нормальное бесплатное образование, и пенсии, которые были на порядок больше сегодняшних, и здравоохранение было бесплатным, а плохим оно стало только после 1992 года. Да, в прежнем государстве было отчуждение рабочих от производительных сил, ими владела партия, хотя при этом все говорили, что рабочий класс – гегемон.

А наша система образования была одна из самых лучших в мире. Российские троечники получали в Америке президентские стипендии. Почему же мы разрушаем эту прекрасную систему, насильно внедряя бакалавриат и магистратуру, когда Запад от них отказывается? Почему навязываем ЕГЭ, хотя и преподаватели, и дети понимают, что эта тестовая система учит не думать, а, как собака, гавкать нужное количество раз в ответ на вопросы, формулировки которых вызывают истерический смех?

И почему мы должны выполнять волю американских «благодетелей»? В принципе, наверное, нам пора подумать о том, что у нас есть (пока еще) силы и возможности для развития таким способом, который нужен именно нам, преследующим такие цели, которые нужны именно нам, а не нашим «лучшим друзьям» за западной границей. Я не говорю о том, что, как писал Маяковский, у советских собственная гордость. Дело не в гордости, а в выживании. И, похоже, мы хотим выжить, потому что в последние два года и бывший президент, и нынешний говорят довольно жестко.

Я не призываю бряцать оружием, но, пока мы 20 лет им не бряцали, ПРО подвели к нашим границам: ракете уже лететь не нужно, она пешком дойдет до того, что ей нужно взорвать. Запад говорит нам одно, а делает совсем другое. И надо полагать, что на самом деле настоящих друзей у нас там нет.

– Отец Филипп, вы не только монах, но еще и директор департамента Счетной палаты, профессор, доктор экономических наук. Ваш путь представляется выходом из того нравственного кризиса, который переживает сейчас российское общество: если государственный чиновник или бизнесмен относится к своей работе как к служению Богу, то он не стремится к обогащению любой ценной, не обманывает и не грабит людей, наоборот, старается быть максимально полезным для своих подчиненных, партнеров, клиентов, всего общества. Как вам удается совмещать регулярные богослужения в храме, ответственную работу в государственном учреждении и преподавание в вузе?

– Как Бог дает, так и делать надо. Я просил у Него монашества – и был пострижен в 34 года. А все остальное у меня было еще до пострига: я уже был доктором наук, профессором. Конечно, надо много сил, чтобы сочетать научную работу, государственную службу и богослужения в храме. Но это Бог дает силы, не от нас они берутся.

– Отец Филипп, вернемся к нашей теме: бизнес и нравственность. Ведь трудно богатому войти в Царство Небесное?

–Трудно, но можно.

– А как?

– Это в Евангелии написано.

– Чтобы стать совершенным, надо раздать богатство нищим…

– А зачем? Напомню, что в Евангелии богатому юноше Господь только предложил все раздать. Но у него было большое имение, и он отошел в печали. Заметьте: Христос не пошел за ним и не стал требовать немедленно раздать богатство. Он пожалел юношу. А жалость Господа, наверное, дорогого стоит. Христос сокрушился о нем и сказал апостолам: «Трудно богатому войти Царство Небесное». Трудно – но, значит, все-таки можно.

– А вы знаете праведных бизнесменов?

– Я знаю некоторых людей, которые убедили себя когда-то в том, что воровать нельзя. И им удается лавировать между теми айсбергами и ледоколами, которые плавают в нашем бурном море. Слава Богу, они занимаются предпринимательством чуть ли не с 1992 года и не тонут. Это удивительно. И это, по крайней мере, показывает, что в современной России для предпринимателей есть определенные возможности быть честными перед Богом и перед собой.

– Они и взятки стараются не давать?

– Конечно. И прибыль стараются получать в таких масштабах, которые нужны для развития бизнеса и для удовлетворения материальных нужд своего кадрового персонала. То есть они не держат своих сотрудников в нищете, не обирают их по зарплате. Кстати, в Священном Писании говориться: «Отдай работнику плату». И стараются благотворить. Не каждый год бывает такая возможность. Но если она появляется в какой-то финансовый год, то они обязательно что-то жертвуют – не только Церкви, но и на образовательные нужды, спортивные мероприятия… Есть определенный спектр проблем, который они держат у себя в голове, и стремятся в меру своих возможностей поучаствовать в той или иной социальной деятельности.

Причем я никогда не слышал от этих людей, что они хотят повесить где-то табличку, что этот кирпич вделан в стену иждивением Иванова Сидора Петровича или этот гвоздь забит в доску от Борисова Петра Семеновича. Наоборот, эти люди обычно стремятся скрыть свое участие в том или ином мероприятии. Они не просят, чтобы этот факт был бы где-то отмечен. И если дают деньги, то не конвертом, а безналичным путем, чтобы не смущать ни себя, ни подопечных: сколько ушло – столько и пришло.

– Очень хочется верить, что со временем таких людей станет много, а российский бизнес и вся экономика станут нравственными. Что надо делать для воплощения этой мечты?

– Наверное, надо жить интересами своей страны. Жить честно. А это возможно лишь в том случае, если люди не пренебрегают основными заповедями, которые даны изначально на все времена. Вот в таких условиях жизнь в нашей стране, наверное, будет становиться все более и все более светлой. Если же мы будем жить интересами совершенно чуждых нам по культуре и идеологии людей, да еще обманывать тех, кто окружает нас, если станем каждый день, каждую минуту попирать Божии заповеди, то тогда перспектив у нас не будет, по крайней мере как у отдельного социально-политического образования на карте мира.

Нам уже на это намекали: еще в 1980-е годы Бжезинский написал свою книжку, где четко разделил Российскую Федерацию (после того, как от нее должны были отпасть все регионы-сателлиты) на четыре большие зоны. А в начале 2000-х годов папа Римский в эти четыре зоны направил епископов из ордена иезуитов, которые традиционно занимаются миссионерской деятельностью. То есть задача была поставлена, и есть силы, которые пытаются ее выполнять, возмущаясь почему-то позицией российского МИДа, которого Московская Патриархия вдохновила не пускать этих миссионеров на нашу территорию. Нас уже поделили. И на нас смотрят как на то образование, которое в конце концов должно придти к границам, уже кем-то заранее начертанным. Не надо об этом забывать, иначе мы потонем в том мутном потоке, в который нас толкают и в политике, и в экономике, и в культуре.

– Отец Филипп, все вопросы нравственного и духовного благополучия наших соотечественников вы сводите к возрождению России. Почему? Разве без Родины не может быть нравственным русский человек?

– А как вы можете быть нравственными в каких-то других обстоятельствах? Ведь что такое нравственность? Это стремление к праведной жизни на той земле и в тех обстоятельствах, которые дал тебе Бог. Если мне Бог, например, дал жить на территории Верхней Вольты или в Великобритании, то я должен работать на благо этой земли. Меня же никто в другое место не посылает, я здесь сижу и должен делать свое дело. Я работаю Богу и на общее благо, если я не загрязняю этот клочок земли, если не обворовываю соседей, а наоборот, им помогаю, если я воспитываю своих детей честными людьми, даю им нужное образование, и, когда они выйдут в мир, мое продолжение будет распространяться все дальше и дальше. Если же, напротив, на этом клочке земли я устраиваю «хорошую капиталистическую экономику», обворовывая всех подряд – и ближних, и дальних, – то уже служу не Богу как средоточию добра, чистоты и праведности, а кому-то другому.

И обратите внимание: сколько людей уехало за границу и там рыдает!

– Будучи обеспеченными материально.

– Да, потому что там люди думают по-другому, и русскому человеку даже поговорить не с кем. Я увидел это, когда столкнулся с нашими эмигрантами второй волны в 1994 году, когда преподавал в Англии. Однажды мне сказали (англичане, не наши!): будь осторожен, через несколько дней к тебе обязательно придет некая дама, которая, как мы подозреваем, работает во всех разведках мира. Потому что она была там-то и там-то и как только где-то появляются русские, она тут же их находит (причем, неизвестно, откуда она о них узнает) и начинает вокруг них крутиться, по-видимому, выведывая информацию.

Когда ко мне действительно пришла эта дама, я был с ней очень осторожен, потому что меня предупредили. А через недели две общения выяснилось: она находит русских только потому, что ей необходимо поговорить с человеком, адекватным ее сознанию. Который знает, что такое «грешневая каша», который понимает русские шутки, который жалеет тех, кому плохо. «Ну, это же машины ходячие, они же ничего не чувствуют, с ними говорить не о чем!» – жаловалась она мне. И это говорила 60-летняя женщина, которая всю жизнь прожила вне России. Она родилась за рубежом и никогда в России не была. Но выросла в русской семье, и ментальность у нее сформировалась русская. Потом она жила в чуждой для нее среде: несколько лет провела в Югославии, 20 лет «просидела» в Париже и взвыла от него, а в последние годы мается в Великобритании, работая в английском вузе.

И вот, через три месяца пребывания в Англии, работая профессором, имея широкий круг общения и так далее, я сам стал неизвестно откуда узнавать, где русские, искать их и общаться с ними, прямо как эта дама. Ну, невозможно русскому все время жить в англоязычной среде!

– Что это за потребность такая: генетическая память, зов предков?

– Женщина, о которой я рассказал, была воспитана в русской среде, хотя и жила за границей. Ее ментальность сформировала русская семья и, наверное, какая-то община, потому что эмигранты первой и второй волны держались кучно, сохраняя остатки общинной идеологии. От того общества, в котором вращалась в детстве, она получила мощный психологический заряд, который сохранила на всю жизнь. Это не ностальгия, а способ выживания: ей нужно поговорить с русским человеком, накормить его. Первое, что я получил, переступив порог ее квартиры, была огромная тарелка гречневой каши. «Они здесь не едят эту гречку, они не понимают, что это такое!» – с горечью сказала хозяйка.

– Выходит, русскому человеку плохо на чужбине: он мучается от тоски по Родине, что обесценивает все радости жизни?

– Это верно не для каждого человека. Все дело в том, как его воспитали. Если ребенка лет с десяти отправить в английскую школу, потом он окончит Оксфорд или Гарвард, то вряд ли этот джентльмен будет тосковать по России. И слава Богу, пусть он живет на любимом Западе и не мешает нам в России жить по-русски.

– Вы удивительно оптимистично рассказываете о страшных вещах, как будто верите в светлое будущее. Но при этом вы говорите, что Апокалипсис обязательно сбудется, как бы мы ни старались его предотвратить. Не противоречите ли вы самому себе?

– Нисколько. Апокалипсис – это же не конец всему. Это язычники связывают с ним прекращение бытия, исчезновение всего. А православное понимание Апокалипсиса совсем другое. Мы не умрем, но изменимся – вот что сказано в Откровении. Конец света означает, что вся Земля изменится, но не погибнет. «Небо свиется яко кожа… и будет новая Земля, новое Небо», – все это сказано для того, чтобы не было у человека языческого страха. И мертвые восстанут, и мы, если доживем, тоже изменимся. И получим, наверное, некую новую жизнь. А дальше уже каждому по делам его. Кто работал для того, чтобы получить как можно больше золота, тот его и получит…

– Как это? Ведь грешник должен попасть в ад?

– А вы знаете, в горящем озере все горит – и золото, и серебро. Так что грешник будет буквально купаться в драгоценных металлах. А кто в Бога богател, как сказано в Писании, тот получит богообщение. Даже из тех, кто занимался не только молитвой и постом, а и вполне мирскими делами.

Здесь не должно быть страха. Бог никогда не пугает. Он всегда учит. И учит не бояться страха там, где его нет. Все, что Он с нами делает, это педагогично. Мы неправильно боимся, что Бог нас накажет. Как будто Он собирается всех выпороть! А на самом деле Бог желает нас научить. Мы должны воспринимать его наказание как наказ: делай то-то, делай так. И наше мировосприятие будет тогда более позитивным. Помните, как Его ждали апостолы? Они на мучения шли с радостью, потому что к Богу своему приходили, соединялись с Ним. Но многие боятся смерти так, будто ожидают встречи с совсем другим существом. Наверное, они делают не то и не так, как заповедал Бог. Но если люди покаются в этом, то мир вокруг них станет прекрасным. И они обретут надежду на жизнь вечную.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/guest/4817.htm

Категория: Мои статьи | Добавил: tinet (04 Ноября 2010)
Просмотров: 1068 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
500
Новые добавления
Файлы:
23 Октября 2010
Как правильно выйти ... (Книги)
24 Августа 2010
Дмитро Степовик. Іст... (Книги)
23 Июня 2010
Молитвенный щит (Молитвы)
23 Июня 2010
Иконы и молитвы в ра... (Молитвы)
Статьи:
04 Декабря 2010
Пост без прикрас (Мои статьи)
04 Декабря 2010
Христианский брак ес... (Мои статьи)
20 Ноября 2010
Как выбирать духовни... (Мои статьи)
11 Ноября 2010
Милостыня должна поп... (Мои статьи)
Сайты:
11 Февраля 2011
Псалтирь (Библия и христианская литература)
11 Февраля 2011
Молитвослов (Молитвы)
02 Декабря 2010
"СЛОВО" - ... (Полезные ссылки)
08 Ноября 2010
Миссионерско-апологе... (Похожие сайты)
В Нежине
Прогноз погоди в Ніжині
Ніжин на мапі світу
Наша кнопка

Смело масштабируйте картинку ;)
Лучше всего наш сайт смотреть через:
Copyright orthodox-nezhin.at.ua © 2024 |