Чтобы не видеть вверху этот надоедливый рекламный баннер от UCOZ, регистрируйтесь в системе или входите со своего глобального аккаунта
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск по сайту
Разделы
Новости братства [27]
События в мире [199]
Новости сайта [12]
Новости православия [72]
События в Украине [86]
Интересная информация [80]
Разное [23]
Авторская рубрика [7]
Размышления участников нашего братства...
Историческая справка [13]
Дополнительно
Наш опрос
Що означає для вас Пасха Христова?
Всего ответов: 44
Друзья сайта


Храм Всіх Українських Святих і Львівське молодіжне православне братство

Одигитрия




Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная | Регистрация | Вход
Патриарх Кирилл пытается стереть с карты Киева имя гетмана Ивана Мазепы, пытавшегося поставить Украину на "европейский шлях"
20:19
Как и множество топонимов на территории бывшего Советского Союза, киевская улица Ивана Мазепы неоднократно меняла свое название. При царе она именовалась Николаевской – в честь Николаевского военного собора. В 1919 году победила советская власть, и Николаевская стала улицей Январского восстания (Січневого повстання), в честь Январского вооруженного восстания 1918 года против Центральной Рады. 25 октября 2007 г. Киевский городской совет принял решение о переименовании улицы Январского восстания в улицу Ивана Мазепы – в память о сооруженном гетманом на этой улице Арсенале и поддержке, которую он оказывал Киево-Печерской лавре. И, наконец, несколько дней назад поступило предложение об очередном, четвертом переименовании многострадальной улицы – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в городскую администрацию Киева с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы в Лаврскую.

Соответствующая просьба Патриарха РПЦ МП стала далеко не первым церковным протестом против нового названия улицы. Так, еще в 2007 году Всеукраинское православное братство Александра Невского, Союз православных братств Украины и "Союз православных граждан Украины" выступили с совместным заявлением, содержавшим требование не допустить, чтобы улица, на которой расположена Киево-Печерская лавра, носила имяМазепы – человека, преданного в свое время анафеме.

Подобное обстоятельство действительно выглядит несколько курьезно. Однако прежде чем требовать в очередной раз переименовывать улицу, стоит, на наш взгляд, задуматься о другом – насколько справедливым было отлучение гетмана, всю свою жизнь трудившегося на благо украинского православия.

Едва получив гетманскую булаву, Мазепа осыпал милостями украинские монастыри. Десятки гетманских универсалов подтверждали старые и давали новые привилегии. Киевский Братский, Киевский Николо-Пустинскй, Лубенский, Мгарский, Выдубицкий, Троицкий Кирилловский, Златоверхо-Михайловский – вот лишь частичный перечень православных монастырей, облагодетельствованных Мазепой.

Особенно много получила, конечно, Киево-Печерская лавра, обнесенная при Мазепе каменными стенами. В частности, в январе 1688 года гетман добился от фаворита регентши Софьи Голицына подтверждения прав лавры на типографию, а уже в апреле послал князю только что напечатанную книгу, "Венец Христов". Вскоре Мазепа представил Голицыну еще одну книгу,"Жития святых", написанную игуменом Димитрием Туптало, будущим митрополитом Ростовским. Причем создание этого монументального агиографического памятника стало возможно благодаря тому, что Мазепа лично заказал и купил в Данциге редкую книгу Иоанна Болланда, заплатив за нее огромную по тем временам сумму – 100 таллеров и 40 злотых.

Впрочем, отношения Мазепы и Димитрия Туптало не ограничивались поддержкой научных и литературных изысканий будущего святителя. Так, в 1691 году гетман организовал перенесение чтимых мощей святой великомученицы Варвары в Батуринский монастырь, настоятелем которого был Туптало (ныне мощи пребывают в главном храме УПЦ КП – Свято-Владимирском кафедральном соборе).

Димитрий Ростовский был не единственным из причисленных впоследствии к лику святых, кто пользовался покровительством и поддержкой всесильного гетмана. Так, именно Мазепа обратился к Патриарху Андриану с просьбой о поставлении во епископа Черниговского Феодосия Углицкого, канонизированного в 1896 году.

Деятельность Мазепы не ограничивалась левобережной Украиной. После 1701 года с подачи гетмана была восстановлена Переяславская кафедра, которую занял Захарий Корнилович. Новая епархия сразу получила многочисленные земельные пожалования "по обоих сторон Днепра". Вскоре после этого Мазепа восстановил заброшенный Трехтемировский монастырь, расположенный в месте, где находилась первая официальная резиденция гетманов.

Деятельность Мазепы была по достоинству оценена современниками. Так, Димитрий Ростовский посвятил ему свою книгу "Руно орошенное". Другой тогдашний святитель, Стефан Яворский, Патриарший местоблюститель, написал в его честь трактат "Виноград Христовый", где именовал гетмана "правителем сиятельнейшим, величайшим, милостивейшим, воинственнейшим, славнейшим, непоколебимейшим, всепобеждающим". Несколько произведений также посвятил Мазепе будущий митрополит Тобольский Антоний Стаховский.

Разумеется, все это не смогло помешать анафеме, последовавшей вскоре после "измены" гетмана. Анафему провозгласил лично тот же самый местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Однако, как все прекрасно понимали, причины отлучения были, прежде всего, политическими – никаких преступлений против Церкви гетман не совершал. В свое время об этом прямо заявил митрополит Антоний (Храповицкий), выступая в 1918 году на заседании II сессии Всеукраинского Православного Собора: "[Мазепа] отлучён от Церкви, но это, откровенно говоря, беспричинно и несправедливо. Когда в своё время праздновали юбилей Полтавской победы и я получил от Полтавского преосвященного приглашение принять участие в торжествах, я прямо ему ответил, что скорее соглашусь почтить память Мазепы, чем Петра, коего считал и считаю главным врагом православия. Гетман Мазепа — политический деятель. Он находил, что для блага страны нужно отделение Украины, почему и поднял восстание. За это он, как и Гришка Отрепьев, предан анафеме". Незадолго до этого Всероссийский Поместный Собор признал недействительными все анафемы, наложенные на кого-либо по политическим мотивам.

Однако персонально и официально анафема Мазепе так и не была отменена. Еще менее вероятно, что это произойдет в РПЦ МП в наши дни – нынешняя политическая и церковная констелляция располагают к этому не более чем тогдашняя. Но стоит ли лишний раз привлекать внимание широкой публики к событиям, заставляющих многих задуматься, кому Церковь служит в первую очередь - Богу или все-таки кесарю?

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"

Категория: Интересная информация | Просмотров: 424 | Добавил: isihia | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
1  
По-настоящему верующие люди ищут точек соприкосновения, а не конфронтации. Думаю, название улицы - Лаврская, никого не обидит. Тем более, снимет проблему возможных дальнейших переименований в истории. Ведь Лавра устояла даже в безбожное советское время.
А вот название улице - Ивана Мазепы до сих пор многими не одобряется. Кроме того, где есть гарантия, что с очередной переменой власти эту улицу еще раз не переименуют? А может завтра придут к власти коммунисты или фашисты, и назовут эту улицу в честь своих кумиров?
По этому давайте думать на перспективу, и чтобы это послужило делу христианского единения, а не бесовской конфронтации.

2  
Епископ Евстратий: Имя Ивана Мазепы столетиями символизировало стремление украинского народа к независимости. Поэтому всех, кто хотел, чтобы Украина была независимым государством, чтобы украинский народ имел возможность как суверенный народ строить свою жизнь, их на протяжении столетий называли «мазепинцами». Особенно в Российской империи в XVIII –XIX вв. это стало именем нарицательным. Поэтому отношение к гетману Ивану Мазепе – это не столько отношение к личности, сколько отношение к идее.

Исходя из этого расцениваю такую просьбу как политическую. Я прекрасно понимаю мотивы, по которым в Московском патриархате выражают негативное отношение к Мазепе. Но эти мотивы не имеют ничего общего с учением Православной Церкви. И в Киеве, и в Москве, и в других городах России и Украины есть множество улиц и площадей, названных в честь Льва Толстого, анафематствованного РПЦ как раз по причине его особых взглядов на христианство, которые вошли в противоречие с учением Русской Церкви. Но почему-то ни Патриарх Кирилл, ни другие иерархи РПЦ МП не видят для себя ничего зазорного в том, что существуют такие улицы.

Во многих городах существуют улицы, названные в честь деятелей большевизма, которые организовывали гонения на Церковь, которые были воинствующими атеистами. Они словами или действиями способствовали тому, что Церковь претерпела множество бедствий на протяжении XX столетия. Но эти наименования до сих пор остаются. И мы не слышим требований Патриарха о том, чтобы переименовать эти улицы, площади, вернуть им исторические названия или дать новые.

Поэтому мне кажется, что это политический шаг. И это определенная проба своего влияния. Минуя митрополита Владимира (Сабодана), Патриарх Кирилл пишет напрямую письма в органы государственной власти, желая тем самым показать, что он является главой Церкви для Украины. Не митрополит Владимир, а именно он, так как он напрямую общается с органами украинской государственной власти. И это пробный шаг – насколько власть будет готова прислушаться к его пожеланиям.

Также существуют определенные догадки по поводу того, что Патриарх Кирилл имеет намерение создать в Киево-Печерской лавре свою постоянную резиденцию, потому что слухи об этом ходят давно и упорно. Поэтому понятно, что Патриарху Кириллу было бы неприятно иметь для своей резиденции адрес с именем Ивана Мазепы. Возможно, и с этим связана его активность в этом вопросе.

Насколько я знаю, есть якобы компромиссное предложение, чтобы часть улицы оставить с именем Иваны Мазепы, а другую часть назвать Лаврской, фактически, создав новую улицу. Какое множество проблем это принесет тем, кто живет и работает на этой улице, я думаю, предсказывать не приходится. Потому что, одно дело, когда переименовывают улицу, но остается нумерация зданий, и совсем другое, когда улица делится на две, и фактически происходит на новосозданной улице перенумерация зданий. А это требует не только замены записей в паспортах тех, кто проживают и зарегистрированы по этой улице, а также изменения документов в бюро технической инвентаризации, изменения уставных документов тех организаций, которые зарегистрированы и имеют юридические адреса на этой улице. Я не думаю, что Патриарх Кирилл возьмет на себя все расходы, связанные со своей инициативой.

Как мне кажется, это, с одной стороны, попытка утвердить свой взгляд на историю Украины и на место Мазепы в истории Украины, попытка проверить свое влияние на украинскую власть, и, с другой стороны, возможно, это связано с желанием иметь в Киево-Печерской лавре свою резиденцию.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
500
Новые добавления
Файлы:
23 Октябрь 2010
Как правильно выйти ... (Книги)
24 Август 2010
Дмитро Степовик. Іст... (Книги)
23 Июнь 2010
Молитвенный щит (Молитвы)
23 Июнь 2010
Иконы и молитвы в ра... (Молитвы)
Статьи:
04 Декабрь 2010
Пост без прикрас (Мои статьи)
04 Декабрь 2010
Христианский брак ес... (Мои статьи)
20 Ноябрь 2010
Как выбирать духовни... (Мои статьи)
11 Ноябрь 2010
Милостыня должна поп... (Мои статьи)
Сайты:
11 Февраль 2011
Псалтирь (Библия и христианская литература)
11 Февраль 2011
Молитвослов (Молитвы)
02 Декабрь 2010
"СЛОВО" - ... (Полезные ссылки)
08 Ноябрь 2010
Миссионерско-апологе... (Похожие сайты)
В Нежине
Прогноз погоди в Ніжині
Ніжин на мапі світу
Наша кнопка

Смело масштабируйте картинку ;)
Лучше всего наш сайт смотреть через:
Copyright orthodox-nezhin.at.ua © 2017 |